Архивы. Аналитические записки. Аннотации




Главная страница
История программы «Общественное мнение»
Архивы программы «Общественное мнение»
Персональные страницы участников программы «Общественное мнение»
Новости
Статьи и идеи участников программы «Общественное мнение»
Предложения


Карта сайта

Напишите нам!

Дети Чернобыля: повседневность трагедии. Аналитическая записка по результатам социологического исследования (октябрь-ноябрь 1991 года). Руководитель исследования:
В.С. Шувалова. МП «Социум», г. Минск, 1991 г.

Малое исследовательско-внедренческое социологическое предприятие «Социум» в октябре-ноябре 1991 г. провело монографическое исследование с целью изучения воздействия социальной и экологической среды на самочувствие детей в зонах радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Предметом изучения явились мнения об условиях жизни, самооценки своего самочувствия школьников старших классов, проживающих в зоне радиоэкологической катастрофы с 9-12-летнего возраста, а также мнения их родителей и учителей по данной проблеме.

Для осуществления поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

  • – определение характерных черт физического самочувствия подростков и его социальных факторов;
  • – выявление эмоционального состояния и социально-психологического самочувствия детей и их влияния на ценностные ориентации, образ жизни и жизненные планы;
  • – определение характера влияния социальной среды на самочувствие школьников;
  • – выяснение степени удовлетворенности взрослеющего населения организацией различных сторон жизнедеятельности в зонах радиоэкологической катастрофы;
  • – определение степени влияния уровня радиоактивного загрязнения на самочувствие и поведение подростков и юношества.

Сбор социологической информации проводился методом анкетного опроса на территории России, Украины, Беларуси в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Было опрошено 726 школьников 9-11 классов, 676 родителей в тех же районах и населенных пунктах, практически в том же соотношении, что и школьников. В качестве экспертов были опрошены 309 учителей в соответствии со структурой выборки школьников и их родителей.

Таким образом в выборке представлены равновзвешенные группы школьников и взрослых как по республикам и типу поселения (город, село), так и по уровням загрязнения в каждой республике. Это позволяет объективно судить о распространенности обнаруженных явлений и тенденций по их удельному весу в каждой из социальных групп.

Для сравнительного анализа и контроля полученных данных в исследовании использованы результаты всесоюзных социологических исследований, проводившихся в рамках программы «Общественное мнение» Государственного комитета СССР по народному образованию (затем Межгосударственного комитета по образованию): «Социально-психологическое самочувствие женщины-педагога» (Минск, 1990. г.); «Школа: проблемы обновления» (Ульяновск, 1991 г.). А также результаты предварительных разведывательных опросов по программе «Дети Чернобыля» - детей, отдыхающих в оздоровительных лагерях Брянской области, в республиканском лагере «Зубренок» и санатории «Боровое» в Беларуси, пед. и медработников этих учреждений (Минск, август, 1991 г.); «Ваше мнение о проблемах Чернобыля» – опрос взрослого населения загрязненных и чистых районов России, Украины, Беларуси (Минск, август-сентябрь 1991 г.); экспертный опрос по социальным проблемам, возникшим в связи с Чернобыльской катастрофой (Минск, июль 1991 г.). Обработка данных производилась на ЭВМ типа ЕС при помощи ППП «А».

Сбор информации осуществлялся межреспубликанской исследовательской сетью «Социум». Руководитель сети: к.ф.н. Л.А. Соглаева (г. Минск). Ответственный за опрос по Украине к.ф.н. Кушнерец В.И., по Беларуси (Гомельская область) Лебедева В.М.; по РСФСР (Брянская область) Петрищев Р.А.

Работу выполнили к.ю.н. Бурова С.Н., к.ф.н. Верецкая А.И., к.ф.н. Воднева А.Н., Рязанцев В.В., к.ф.н. Шувалова В.С.

Математическая обработка информации производилась на ВЦ КЕ Минобра БССР - ст. инженер Сидоренко Л.С., Синявской Т.А. МП «Социум», г. Минск.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЛОГ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Состояние здоровья детей Чернобыля и факторы его определяющие

ГЛАВА 2. Чувства, желания, тревоги детей Чернобыля

ГЛАВА 3. Социальная среда обитания детей Чернобыля

ГЛАВА 4. Приоритеты, предпочтения, ориентации

ВЫВОДЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Одномерное распределение ответов по анкете школьников

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Одномерное распределение ответов по анкете родителей

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Одномерное распределение ответов по анкете учителей

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Список населённых пунктов, где проводился опрос


    Наверх


Аналитическая записка полностью: Дети Чернобыля: повседневность трагедии (октябрь-ноябрь 1991 года)



Вернуться на страницу: Архивы 1991 – 2000 годы




Яндекс.Метрика